Вы можете выбрать товар из Каталога.
Что такое горжетка? С чем ее носят? Время популярности.
Определение горжетки от момента ее появления менялось вместе с самой горжеткой, менялись технологии, стили в моде и горжетка менялась вместе с ними.
Отсюда возникла путаница в понятиях. Горжетки, которые носили в эпоху модерн и те, что носят сейчас с одеждой, например, в стиле casual, приравниваются размытыми определениями самого слова "меховая горжетка".
В истории костюма горжетка ведет свое происхождение от тех украшений для шеи, которые были сделаны не из традиционных ювелирных материалов (драгоценных металлов и камней), а из бархата, шелка или меха и впервые стали встречаться в эпоху Возрождения. Кульминационный период для горжеток настал в начале 20-века, да и не только для горжеток, но также меховых палантинов, пелерин, боа, муфт, воротников, тальм. Историк моды Александр Васильев в своей книге "Русская мода" отмечает, что особенно ценился мех соболя и горностая. "Начиная с 1901 года в моду входит чернобурка, скунс, мерлушка и хорек. Из чернобурки даже начинают выделывать двухметровые боа."
При выделке шкурок для горжеток сохраняли коготки на лапках и даже зубы, а глаза делали из цветного стекла. Хвостами, лапками, головой животного также украшали палантины из соболя, лисы или горностая. Палантины предпочитали носить в паре с муфтами. В 20-е годы палантин был заменен исключительно популярной шкуркой лисы, особенно чернобурки, которую носили, набросив на плечи. Самые экстравагантные дамы могли носить сразу две или три лисьи шкурки.
К началу двадцатого века существовал миф о безбедном существовании, если найти редкостной красоты чернобурку. Миф небезосновательно был связан с первыми удачными опытами по селекционированию и продаже серебристо - черной лисы, выведенной из чернобурки. Возникла целая индустрия подделок, которая "изготавливала" чернобурок ... из зайцев. Она получила название pointing trade (точечная отрасль). Ее работницами были исключительно молодые женщины с тонкими руками, которые выдергивали белые волосы из барсука, а затем вшивали в черных зайцев.
Значительным фактом для формирования первой моды на изделия из шкур лисы явилось то, что суммарное количество меха на мировом рынке перевалило за десять тысяч шкур в 1923 году.
Первая мода была проста - лисье боа, небрежно набрасываемое на пальто или платье. Тем не менее благодаря красоте меха этот фасон быстро распространился среди аристократии.
Наиболее этому увлечению оказались подвержены красавицы Австрии.
Этоле - палантин из двух лисиц
Особым шиком считалось обладание etole (длинного шарфа из двух лисиц). Он должен быть настолько большим, чтобы обвивать всю фигуру. Выдающиеся экземпляры достигали двух с половиной метров. Фотографы оставили образы богатых красавиц того времени с густо затемненными глазами, в драматических позах кутающихся в подобный шарф, конец которого обязательно волочился по полу.
Согласно некоторым источникам, влияние на популяризацию пушистых мехов (а значит и лисы) оказал и "русский стиль", вторгшийся в моду середины 20 - х. Волна антибольшевистской эмиграции принесла с собой дух изобильной "славянской Византии". В Париже, Лондоне, Берлине были открыты русские дома моды. Российская культурная элита оказала и косвенное воздействие - под впечатлением от общения со своими друзьями Дягилевым и Стравинским Габриэль Шанель создает меховую коллекцию. Гвоздем сезона становится бархатное пальто прямого, почти рубашечного покроя с объемным воротником, манжетами и опушкой низа из серебристо-черной лисы. Массовому признанию лисы в Европе способствовал и новомодный танец фокстрот (дословно "лисий шаг"), привезенный из Америки, где он возник на пике докризисного увлечения лисой.
В 1928 году появляется более доступная по цене вариация: в моду вошло пальто без воротника, который заменяла съемная горжетка. В театрах, а также кинотеатрах, где долгое время тоже было принято снимать пальто, респектабельные дамы прогуливались перед началом сеанса или представления с горжеткой на плечах или на руке.
В 1920-50-х гг. горжетки считались очень престижной вещью и признаком достатка. В истории были времена, когда шкура чернобурки стоила дороже соболя (от 8 до 65 соболей).
В наше время существует путаница между названиями "черно - бурая" и "серебристо - черная" лиса. Многие считают, что это слова-синонимы. И их вера зачастую подкрепляется кинематографическими образами русских купцов, лихо щеголяющих в шубах из современной стопроцентно - "осеребренной лисы". На самом же деле, встречавшаяся в стародавние времена дикая лиса была черной или коричневой, за что и получила свое название - чернобурка. В словаре "бурый - это цвет коричневый, ореховый, искрасна - черноватый", а бурая лиса - та, у которой по темно - бурой, голубоватой шерсти белесоватая ость, в крапинках".
Согласно исследованиям издания "H Trends": науке известны две мутации, определяющие окрас серебристо - черных и черно - бурых лисиц. Первая возникла среди диких лисиц в Канаде, вторая - у лисиц Евразии и на Аляске. В обоих названиях используется слово "черный", поскольку они обусловлены мутантными генами, вызывающими появление черной окраски, а посеребрение - этот фактор уже не зависящий от наличия черного пигмента. Раньше фактор "серебра" роли не играл: чем чернее, тем дороже. И даже рысь выдавали за чернобурку, перекрашивая ее в черный цвет.
На уникальное, и столь ценимое в наше время, серебро обратили внимание лишь спустя два десятилетия селекционной работы, тогда же и бурый цвет попал в разряд нежелательных характеристик. Именно с того момента фермерская лиса утратила сходство с дикой чернобуркой и стала по праву именоваться серебристо - черной.
Определение меховой горжетки:
"Горжетка" согласно словарю Wikipedia:
Горжетка (gorgette от французского gorge - горло) — небольшой меховой шарф или шкурка с головкой, лапками и хвостом. Делались из шкурок обыкновенной, серебристо-черной, платиновой лисицы, лисицы-сиводушки, белого или голубого песца, куницы, норки и соболя, носившиеся вокруг шеи как дополнение к женским нарядам, в т.ч. к декольтированным платьям, а также на пальто в качестве воротника.
Сами французы называли горжетку "боа". Боа (по ГОСТу) — меховой женский шарф, круглый в сечении шириной 10-15 см, длиной 150-200 см. Изготовляется из хвостов белки, куницы, соболя. Носят боа как украшение на плечах, преимущественно в помещении. Принципиально, боа — узкий длинный шарф без подкладки.
Согласно словарю Wikipedia:
Шарф (франц. echarpe) - матерчатое или вязаное изделие в виде длинной полосы, надеваемое на шею, голову или плечи.
"Горжетка" согласно классификации ГОСТ :10151-75 "Уборы меховые женские".
Горжеты изготавливаются круглыми из неразрезанных шкурок с головкой, лапками и хвостом зверя, или плоскими в распластанном виде на шелковой подкладке. Плоские горжеты шьют в роспуск, и имеют несколько округлую форму. Ассортимент пушных полуфабрикатов невелик – лисица, песец, куница, соболь. Шкурки песца иногда расшивают в длину, вследствие чего они становятся более длинными, а качество волосяного покрова не снижается. Женские меховые уборы производятся в соответствии с ГОСТ 10151-75 «Уборы меховые женские. Общие технические условия».
Различают два вида горжетов: круглые и плоские.
Круглые горжеты представляют собой целые, не разрезанные по череву шкурки песца, серебристо-черной лисицы, лисицы сиводушки и красной, снабженные искусственной мастичной головкой.
Плоские горжеты, менее распространенные, в отличие от круглых изготовляют из распластанных шкурок, на подкладке.
Название "горжетка" присваивается при сертификации в частности и тому изделию, которое может не иметь головы, хвоста и лапок, быть шарфом - кольцом, например.
А в случае с большой шкурой животного может носиться не только на шее, но и плечах и иметь подкладку.
Модельеры, создавая look руководствуются не определениями, а собственным чутьем и уместностью, препарируя в горжетку так, как им нужно. И вследствие этого мы часто видим изделия, не подходящие ни под одно определение, или подходящие подо все.
Если дизайнеру необходимо сделать отсыл к модерну, он может оставить морду, лапки или хвост-это элементы, присущие эпохе, но не определению "меховой горжетки", поэтому изделие без таковых тоже может быть горжеткой.
Разнообразно измененные горжетки можно сочетать со всеми стилями, в т.ч. "кэжуал-спортивного стиля", smart casual, business casual, street casual, glamour- casual, all-out casual, потому как мода сейчас, как никогда, эклектична.
Слева Вы видите одежду в кажуал-спортивном стиле, справа в дополнении с горжетками.
В такой ситуации большое значение имеет само изделие, его цвет, мех, форма. И, чаще всего, это шарф-кольцо из меха, небрежно обвивающее шею засчет пластичности, которой добиваются, используя технологии росшива или перфорации.
Такая горжетка смело могла бы называться "неоклассическая". Примеры меховых горжеток в фотографиях:
Авторская статья Скорняковой О.
Источники:
-
"Русская мода. 150 лет в фотографии". Александр Васильев.
-
Иллюстрированная энциклопедия моды. Л. Кибалова - О. Гербенова, М. Ламарова.
- История костюма 1200 - 2000. Джоанн Нанн
- Костюм разных времен и народов. М.Н. Мерцалова
- Издание "Ателье"
- Издание "H-Trends"
- В статье использованы фото с мехового портала "Меха и мода"
- "Товароведение непродовольственных товаров" С.В. Гончарова
- "Конструирование одежды" Л.П. Шершнев
Горжетки из чернобурки, крашеной лисы лилового цвета, из лисы крашеной голубого цвета.
Исключительные права на все тексты и фотоматериалы принадлежат ИП Скорнякова Ольга Леонидовна.
Текст статьи зарегистрирован и депонирован в РАО. Полное или частичное копирование запрещено.